Style Switcher

Layout options
  • Boxed Layout
  • Full Width Layout
Primary Color

8 (86137) 5-61-54

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

«Солнышко»

Интерактивная консультация «Современные технологии построения взаимодействия в образовательном процессе»

Задачи:

  • помочь педагогам выявить объективные причины существующего положения дел в сфере взаимодействия семьи и ДОО;

  • актуализировать представления педагогов о различных идеологиях и технологиях построения отношений между ДОО и семьями воспитанников;

  • познакомить педагогов с современными технологиями, способными обеспечить решение задачи построения партнерских отношений между участниками образовательного процесса.

 

Задания:

  1. Выделите основные понятия темы. Оцените, насколько Вам понятны их определения, задайте уточняющие вопросы.
  2. Установите соотношение понятий «взаимодействие», «сотрудничество», «партнерство».
  3. Сравните традиционные формы работы и современные технологии, отвечающие новой философии работы с семьей.
  4. Выскажите свое мнение относительно актуальности и возможности использования интерактивных методов, технологий фасилитации при построении партнерских отношений с родителями воспитанников.

В СССР долгие годы насаждалась идея примата общественного воспитания над семейным. В начале прошлого века подобная практика подкрепляла стремление как можно быстрее внедрить в сознание людей новую идеологию, привить подрастающему поколению устремления, соответствующие задачам развития страны Советов. Современные педагоги привычно используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач работы с семьей: просвещение, контроль действия родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Подобное отношение вызывает активное сопротивление как у родителей, ориентированных на деятельностное участие в воспитании своих детей, так и у семей, готовых делегировать свои права ДОО и по факту уже сделавших это.

Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы взаимодействия педагогов с родителями, дошкольной образовательной организации с семьей?

Подобное поведение родителей у ряда педагогов вызывает замешательство. Не находя контакта с семьями, воспитатели берут на себя все больший объем работы, что без согласования направленности усилий с другими институтами воспитания далеко не всегда оказывается эффективным. Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений.

Традиционно базовым направлением работы с семьей является педагогическое просвещение родителей. Очевидно, что в современных условиях данная составляющая деятельности ДОО должна иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией.

В чем, по Вашему мнению, состоит основная суть изменений в политике взаимодействия педагогов и родителей?  

При этом безусловно и то, что воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения (АМО).

Среди наиболее популярных АМО можно выделить круглый стол, тренинг, креативные игры, мозговой штурм, анализ педагогических ситуаций; решение проблемных педагогических задач; управляемое игровое взаимодействие родителей и детей, игровое моделирование способов родительского поведения, двигательные, игровые, рисуночные упражнения проективного характера, анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания и др. 

В отличие от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому набора знаний, подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, АМО ориентированы на раскрытие перед родителями (педагогами) дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений и навыков, повышения родительской (профессиональной) компетентности. Каждый образовательный цикл с использованием АМО позволяет решить актуальные для данной категории обучающихся практические проблемы, достичь конкретных результатов «здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска приемлемого результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.

Модификацией АМО являются интерактивные методы организации взаимодействия. Использовать интерактивные методы («inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

В чем Вы видите специфику активных и интерактивных методов и технологий, в чем их отличие от традиционных? Какие позитивные и негативные аспекты их использования Вы видите для себя?

Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Но сами по себе эти возможности не могут быть реализованы. Требуется особая организация образовательного процесса, взаимодействия по решению различных задач, проблем. Чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, чтобы преодолеть негативные установки отдельных семей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.

Понятие «фасилитация» имеет латинское происхождение (facil - лат., ср. исп. - упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать). Фасилитация (англ.) производное от глаголя, facilitate - облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация как условие - обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитация как результат - зона потенциального развития человека, при условии взаимного развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).

Фасилитация как процесс - развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновление, актуализация, инициация, поддержка.

Фасилитация как результат - устранение педагогом ограничений, препятствующих творческим проявлениям ребенка (родителя), помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права ребенка (взрослого) на ошибку, снятие барьеров и предоставление свободы выбора и действий.

Фасилитация как продукт - накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две - лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Фасилитация как прием является искусством задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Смысл проведения фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или били бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т.д.

Задача фасилитации - решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

Итог фасилитации - это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации - стимулирование и актуализация возможностей, иницицирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации - взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации - это различные процедуры, в процессе которых участники делают определенные выводы. Можно выделить такие процедуры фасилитации:

  • советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и внедрение решений;

  • помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;

  • консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы; 

  • снятие барьеров и преград в общении, в деятельности по поиску решений;

  • готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

  • посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;

  • содействие презентации субъекта;

  • выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;

  • инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации - принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям), конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Чем, на Ваш взгляд, обусловлена такая многозначность трактовок фасилитации и разнообразие аспектов изучения фасилитации в образовании, в том числе в работе с семьей?

Технологии фасилитации стимулируют к более напряженной мыслительной работе, чем традиционные методы обучения, к организации поиска совместных решений. Фасилитация снижает время выработки резолюций, повышает их качество, вовлеченность, ответственность каждого родителя (педагога) за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простоты в освоении нового за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.