Style Switcher

Layout options
  • Boxed Layout
  • Full Width Layout
Primary Color

8 (86137) 5-61-54

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

«Солнышко»

Паспорт проекта "Формирование детско – взрослого сообщества в образовательном пространстве ДОО, в контексте требований ФГОС ДО"

Название проекта:  

Формирование детско – взрослого сообщества в образовательном пространстве ДОО, в контексте требований ФГОС ДО.

Разработчики проекта: 

Андрющенко Л.И. – заведующий

Лаптева Е.А. – старший воспитатель

Орлова И.В. – педагог – психолог

Кузьменко И.А. – учитель-логопед

Научный руководитель:

Новомлынская Т.А.- старший преподаватель кафедры развития ребенка младшего возраста Института развития образования Краснодарского края

Название образовательного учреждения:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждений центр развития ребенка – детский сад № 9

Вид проекта:

Долгосрочный

Цель проекта:

Формирование новой модели взаимоотношений между субъектами образовательного процесса

Задачи проекта       

  1. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Повышение качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки педагогов ДОО к реализации ФГОС.
  3. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
  4. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
  5. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.
  6. Популяризировать деятельность МАДОУ среди населения города, области, страны через сайт ДОУ.

Гипотеза инновационного проекта:

Ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Изменение ментальности, их мотивации и ответственности за качество работы.
  2. Заинтересованность родительской общественности, изменение отношения родителей к ДОУ
  3. Повышение имиджа учреждения, изменение его статуса в социуме
  4. Модернизация дошкольного образования за счет внедрения и эффективного использования новых форм, организация  развивающего пространства, расширения образовательных возможностей для потребителя, освоения современных образовательных программ и технологий обучения, учитывающих многомерность характеристик развития современного ребенка.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2014-декабрь 2016

Этапы реализации:  

1 этап: организационный

2 этап: практический

3 этап: обобщающий

Согласно «Закону об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования. Данный факт является мотивировкой введения стандарта дошкольного образования, первый этап которого начался с обсуждения механизмов его введения.

Как отмечают современные психологи и социологи, изменился мир современного детства, его образ, субкультура. Дошкольник уже не такой, каким мы его представляли ранее, меняется социальная ситуация его развития и, конечно, все это требует пересмотра подходов к содержанию образования, методов и технологий обучения и воспитания, условиям их социализации. Следует отметить, что долгое время содержанию образования дошкольников не уделялось должного внимания, дошкольный период рассматривался в обществе как процесс подготовки к школе.

Основополагающими принципами дошкольного образования являются идея сохранения уникальности и самоценности детства, полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация детского развития (А. В. Запорожец), а также создание благоприятной социальной ситуации развития. Теоретико-методологической основой ФГОС начального общего образования является системно-деятельностный подход, который также актуален  и для дошкольного образования. Задача педагога - правильно организовать образовательный процесс ДОУ, чтобы детям была предоставлена возможность самим выбирать способы и средства деятельности. Современный дошкольник испытывает огромную потребность в игре, в общении со сверстниками, взрослыми и других видах деятельности.

Создание детско-взрослого сообщества в ДОУ - один из путей инновационного развития учреждения. По определению Л. М. Клариной, «детско-взрослое сообщество - это та-кое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг дру-гу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности».

Модели детско-взрослого сообщества могут быть самыми разнообразными и иметь свою структуру, в которой отражены принципы, содержание, целевые ориентиры, виды деятельности. В данной статье нам хотелось бы рассмотреть действие модели такого со-общества, которая функционирует на основе приоритетного направления образовательной деятельности ДОУ - организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников.  Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, связанные  с внедрением ФГОС, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Проблема включения данного опыта в образовательную среду детского сада связана с необходимостью определения оптимальных педагогических условий, направленных на сохранение здоровья детей, их эмоциональное и социальное благополучие, своевременное и полноценное психологическое развитие, начиная с  дошкольной ступени  образования. Позитивными  стратегическими ориентирами, учитывающими   современные тенденции развития образовательных процессов в соответствии с ФГОС  являются:

  • поддержка разнообразия детства;

  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

  • создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

  • учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга во многих видах деятельности и творчества. Формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. И задачей дошкольного учреждения является включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Инновационность проекта определяется разработкой механизма взаимодействия в рамках сообщества педагоги-дети, родители-дети, педагог-родители, что запускает процессы самоорганизации и саморазвития системы, делает ее по настоящему открытой и привлекательной для всех субъектов образования, позволяет объединить научный, методический и общественный потенциал.

Основной подход к оценке эффективности связан, прежде всего, с реализацией соответствующей модели, важной для решения проблемы обеспечения качественного дошкольного образования. Ожидаемыми  эффектами  проекта является максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, проектирование инновационных спосо-бов деятельности педагогов в создании здоровьесберегающего пространства; повышение качества образовательных и иных услуг дошкольного образования и продвижение инновационных  технологий.

Вопрос формирования развивающей образовательной среды дошкольного образования на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Феде-рального государственного образовательного стандарта (ФГОС), регулирующего отноше-ния в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Внедрение инновационного проекта ДОУ в развитие системы дошкольного образования позволит создать вариативное развивающее пространство ДОУ с учётом неповторимости и уникальности личности каждого ребёнка в процессе его развития.

Создание разнообразных игровых, развивающих и образовательных центров позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей в развивающих центрах поможет им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Центрирование среды позволит обеспечить баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей, организовать «зоны приватности», создать условия для моделирования, поиска и экспериментирования, полифункционально использовать помещения и оборудование, учитывать возрастную и поло-ролевую адресованность оборудования и материалов.

Каждый — и ребенок, и воспитатель — сможет развить себя и друг друга, и имен-но это позволит развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению, а это и является основными целями дошкольного воспитания и обучения.

Создание развивающего пространства ДОУ с использованием разнообразных игровых центров обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительное самоощущение, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что разнообразит педагогический процесс и будет способствовать удовлетворению запросов родителей.

Данный проект разработан с целью разрешения противоречий, возникших в со-временном развивающем пространстве ДОУв связи с введением ФГОС ДО. Решение про-тиворечий возможно при выполнении определенных условий:

  1. В области содержания – выделение особенностей организации детской деятельности в соответствии с возрастом (этапом развития) детей, реализация системно-деятельностного подхода к организации образовательного пространства дошкольника, реализация принципа интеграции в построении игрового пространства (как части образовательного пространства, в которое включены родители.
  2. В области технологий – использование воспитателями и специалистами современных развивающих технологий, использование гибкой тактики руководства детской, в том числе игровой деятельностью, организация интегрированного образовательного пространства с позиции возможностей формирования начальных ключевых компетентностей дошкольников.
  3. В области методической работы – творческий подход к реализации новых развивающих технологий, создание на систематизированной основе информационного банка (фонда) широкого спектра игр и упражнений, развивающих технологий для дошкольников.
  4. В области организации и управления – создание системы оценки качества образования дошкольников на основе системно-деятельностного подхода.

Становлению модели детско-взрослого сообщества будут способствовать  этапы инновационного развития учреждения:

  • обновление содержание образования, реализация технологии проектно-исследовательской деятельности детей и взрослых, изменение правового статуса учреждения, внедрение новой модели управления.
  • действенным механизмом обратной связи с родителями будет установление новой позиции сотрудничества - совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка. Сред-ствами ее обеспечения выступает система информирования, начиная от родительских уголков в группе, Интернет-сайта учреждения до публичных фестивалей детско-взрослого сообщества, традиционных флешмобов на улицах города. Уклад жизни детского сада построенный на особой организации воспитательной системы, развивающейся по принципу событийности: праздники, знаковые события, традиции.
  • Повышению инновационного имиджа, социального статуса учреждения в социуме способствует установление связей с социальными партнерами.

Наиболее действенным методом в становлении детско-взрослого сообщества, на наш взгляд, является выстраивание модели образовательного процесса на основе интеграции основного и дополнительного образования. Широкий спектр предоставляемых дополни-тельных услуг удовлетворяет образовательные потребности родителей. В перспективе задачей следующего этапа развития является переход к новому качеству образования через новые финансово-экономические механизмы.