Style Switcher

Layout options
  • Boxed Layout
  • Full Width Layout
Primary Color

8 (86137) 5-61-54

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

«Солнышко»

Материально-техническое обеспечение

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

  • реализацию различных образовательных программ;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Содержательно-насыщенная

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемая

дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональнная

позволяет разнообразно использовать различные  составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные  в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативная

позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует  игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
 
Доступная
 
создает условия для свободного доступа детей,  в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья,  к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 
 
Безопасная 
 
предметно-пространственная среда  обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
 

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

Когда в группу детского сада впервые приходит ребенок, его поражает обилие игр, игрушек и их доступность.

Когда в группу  впервые входят папы и мамы, они удивляются теплой атмосфере, домашнему уюту; способу организации пространства.

Когда в группу впервые входит воспитатель,  он, окинув опытным взглядом всё вокруг, мысленно отмечает место и назначение каждого предмета,  расстановку мебели, где и какое занятие можно провести.

А если ребёнок, родитель, воспитатель «погостят» в группе подольше, они, безусловно, поймут: здесь все делается для ребенка и вместе с ребёнком.

Понятие «личностно–развивающей среды» активно используется в современной гуманистической педагогике. Оно отражает человеческое, предметное, экологическое, духовное, природное окружение человека.

Среда должна стать жизненным пространством для ребёнка, где он как свободный субъект своей деятельности должен иметь свободу выбора средств для самопознания, саморазвития, В среде каждый ребёнок без особых усилий должен найти применение своим творческим способностям, удовлетворить свои интересы, найти среду общения.

Среда как универсальный механизм социализации ребёнка должна выполнять защитную, адаптивную, регулятивную и самоактуализирующую функции.

Основными требованиями к среде являются создание благоприятной атмосферы, в которой будут преобладать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональный комфорт и другое.

 

Коллектив детского сада  придерживается следующих принципов развивающей среды:

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. При реализации этого принципа найдены оптимальные варианты общения  педагога и воспитанника,  это  позиция  «рядом», а не «над». Поэтому расстановка мебели и планировка помещений предоставляют возможность каждому воспитаннику  найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
  • Принцип активности. В помещениях  детского сада создана среда максимально приближенная к домашней обстановке, но в тоже время она более  интенсивно развивающая и способствующая возникновению и  формированию  познавательных интересов ребенка. Например,  наши воспитанники принимают активное участие  в оформлении интерьера детского сада. В каждой группе развернуты вернисажи, выставки детский работ, где  можно создать как индивидуальные, так и коллективные  картины. В качестве звукового фона  во многих режимных моментах педагоги используют классическую музыку, шум моря, пение птиц, песни детских композиторов.
  • Реализовывая принцип стабильности-динамичности развивающей среды, педагоги  предоставляют  детям возможность менять «среду обитания»  по своему желанию: в группах воздвигаются и оставляются на неопределенный срок  «корабли», «самолеты», «замки» и многое другое.  Воспитателю предоставляется свободное педагогическое пространство, где он является творцом и новатором  вместе со своими воспитанниками.
  • Соблюдение педагогами нашего ДОУ принципа учета половых и возрастных различий детей,  предоставляет возможности, как мальчикам, так и девочкам  проявлять свои склонности  в соответствии с принятыми в обществе эталонами  мужественности и женственности. И мальчикам и девочкам предлагаются головоломки, кроссворды, ребусы, мозаики, чтобы  воспитывать чувство взаимопомощи и дружеские взаимоотношения.

В процессе создания природной, социальной и предметно – игровой среды мы придерживались требований исходя из антропометрических, физиологических и психологических особенностей ребёнка, который будет развиваться в этой среде.

Каждое помещение имеет свой стиль, четкое оформление предметной среды, разнообразие, оригинальность, многофункциональность, а главное – желание ребенка подольше оставаться и играть в детском саду.

Дети имеют возможность общаться друг с другом, понимающими педагогами, учиться, играя в уютных, светлых комнатах. Продуманно подобранный окружающий мир ближайшего детского окружения – игрушки, картинки, игры дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения, обеспечивает их индивидуальное развитие.

При подготовке дидактического, наглядного, игрового материала, педагоги соблюдают, основные принципы интегрированности, творческой направленности, свободы и самостоятельности.

В детском саду дети ограждены от беспорядочности, несовершенства и поверхностности.

Стиль оформления помещений дошкольного учреждения носит деловой – информативный характер, учитывая интересы детей и родителей.

При оборудовании групповых комнат учитываются правила, соблюдение которых обеспечивает удобное расположение мебели и наиболее благоприятный уровень естественного освещения во время занятий.

При создании развивающей среды мы использовали психологические знания о цвете, его психотерапевтическом эффекте: обозначение цвета; цвет как ощущение; информационно – энергетическое воздействие. «Гармония в цвете --- гармония в душе --- гармония в жизни» гласит японская философия. Это стало девизом нашей дизайнерской группы творческих педагогов.

В дошкольном учреждении по- особому представлены спальни: розовая, голубая, зеленая, пастельные тона, что способствует развитию эстетического восприятия дошкольников, а так же желанию отдыхать во время послеобеденного сна.

Спальни оборудованы стационарными кроватями, которые расставлены с соблюдением минимального расстояния.

Одно из основных гигиенических требований к оборудованию дошкольного учреждения - безопасность для здоровья и соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

 

 

Вид  помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповые комнаты.

Сюжетно-ролевые игры.

Самообслуживание.

Трудовая деятельность.

Самостоятельная творческая деятельность.

Ознакомление с природой, труд в природе. 

Детская мебель для практической деятельности.

    Книжный уголок.

    Уголок для изобразительной детской деятельности

    Игровая мебель.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа».

    Природный уголок.

    Конструкторы различных видов.

    Головоломки, мозаики, пазлы.       

    Настольно-печатные игры, лото.

    Развивающие игры по математике, логике.

Различные виды театров. 

Физкультурное оборудование для гимнастики: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики.

Музыкальные атрибуты.

Каврограф «Ларчик»

Песочный стол

 

Прозрачный мольберт

Спальное помещение.

Дневной сон.

Игровая деятельность.

Гимнастика после сна.

 

Спальная мебель. 

Раздевальная комната.

информационно-просветительская работа с родителями.

Наглядно-информационный уголок для родителей.

Выставки детского творчества.

Информационный уголок.

Методический кабинет.

Осуществление методической помощи педагогам.

Организация консультаций, семинаров, педагогических советов.

Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития.

Выставка изделий народно-прикладного искусства.


 

Библиотека педагогической и методической литературы.

    Библиотека периодических изданий.

    Медиобиблиотека.

    Пособия для занятий.

   Рабочее место преподавателя (компьютер), документ - камера, беспроводной  интерактивный планшет

    Опыт работы педагогов.

    Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов.

  Демонстрационный  материал для занятий с детьми

    Иллюстративный материал.

    Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, , матрешки, богородские игрушки

   Игрушки, муляжи.

Сенсорная комната.

Сенсорное развитие.

Развитие речи.

Ознакомление с окружающим миром.

Ознакомление с художественной литературой и художественно-прикладным творчеством

Развитие элементарных историко-географических представлений.

 

Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

Дидактические материалы по сенсорике.

Глобус «вода-суша», глобус «материки».

Панно  звездного неба

Магнитофон, аудиозаписи, телевизор, видеоплеер, видеокассеты

Детская мебель для практической деятельности.

Сенсорная панель

Кабинет учителя-логопеда.

Занятия по коррекции речи.

Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей.

 

Большое настенное зеркало.

Стол и стулья для детей.

Шкаф для методической литературы, пособий.

Наборное полотно.

Индивидуальные зеркала для детей

Магнитная доска.

Стимулирующий  материал для логопедического обследования.

Дидактический материал для развития звукопроизношения,  лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Игровой материал.

Развивающие игры.

Игры для развития мелкой моторики.

Ноутбук.

Кабинет педагога-психолога.

Психолого-педагогическая диагностика.

Коррекционная работа с детьми.

Индивидуальные консультации.

Детская мягкая мебель.

Стол и стулья для  педагога-психолога и детей.

Шкаф для методической литературы, пособий.

Стимулирующий  материал для психолого-педагогического обследования.

Игровой материал.

Развивающие игры.

Компьютер.

Эдуплей.

Музыкальный  зал.

Непосредственно образовательная деятельность.

Утренняя  гимнастика.

Досуговые мероприятия.

Праздники.

Театрализованные представления.

Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей.

Телевизор, музыкальный центр, приставка DVD, подвесная  мультимедийная установка, видеомагнитофон.

Пианино.

Электронное пианино.

Саунбим.

Детские музыкальные инструменты.

Различные виды театра.

Шкаф  для используемых  муз. руководителем  пособий, игрушек, атрибутов.

Подбор аудио

Спортивный  зал.

Непосредственно образовательная деятельность.

Утренняя  гимнастика.

Досуговые мероприятия.

Консультативная работа с  родителями и воспитателями.

Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия.

Модули.

Тренажеры.

Нетрадиционное физкультурное оборудование.

Музыкальный центр.

Картинная галерея.

Расширение  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта

Картины.

Русская изба.

Расширение  краеведческих  представлений  детей,  накопление  познавательного  опыта.

Образцы русских и тульских костюмов

Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.

Предметы народно - прикладного искусства.

Предметы русского быта.

Медицинский  кабинет.

Осмотр детей, консультации  медсестры, врачей.

Консультативно-просветительская  работа с родителями и сотрудниками ДОУ.

Изолятор

Процедурный  кабинет

Медицинский  кабинет

Коридоры ДОУ.

Информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  ДОУ  и  родителями.

Стенды для  родителей,  визитка  ДОУ.

Стенды  для  сотрудников.

Участки.

Прогулки, наблюдения;

Игровая  деятельность;

Самостоятельная двигательная деятельность

Трудовая  деятельность.

 

Прогулочные  площадки  для  детей  всех  возрастных  групп.

Игровое, функциональное,  и спортивное  оборудование.

Физкультурная площадка.

Дорожки  для  ознакомления  дошкольников  с правилами  дорожного  движения.

Огород, цветники. Экологическая  тропа.

Физкультурная площадка.

Организованная образовательная деятельность по физической культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники.

 

Спортивное оборудование.

Оборудование для спортивных игр.

 

Материально-техническое оснащение дошкольного образовательного учреждения соответствует современным требованиям, а именно:

  • пищеблок оснащен современным электрооборудованием (электроплитами, холодильным оборудованием, жарочным шкафом, электрокипятильником, и другим необходимым оборудованием;
  • прачечная оснащена  стиральными  машинами и гладильным столом, сушильная машина;

Технические средства обеспечивающие применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе:

  • Интерактивная доска – 3 шт
  • Видеопроектор – 4 шт
  • Ноутбук – 7 шт.
  • Экран на треноге – 1 шт
  • Экран с электромотором – 1 шт.
  • Компьютеры – 3 шт.
  • Принтер – 3 шт.
  • Документ – камера – 1 шт.
  • Интерактивный планшет – 1 шт.
  • Интерактивный  стол – 1 шт.
  • Музыкальный центр – 2 шт.
  • Эдуплей – 1 шт.
  • Саунтбим- 1 шт
  • Электронное пианино- 1 шт.
  • Микрофоны- 2 шт.
  • 2 головные гарнитуры на одной базе – 1 шт