Style Switcher

Layout options
  • Boxed Layout
  • Full Width Layout
Primary Color

8 (86137) 5-61-54

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

«Солнышко»

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада

  • Применение адекватных возможностям и потребностям современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательной деятельности (в рамках разработки АОП (АООП).
  • Организация деятельности специалистов в форме ПМП консилиума для выявления, обследования, разработки индивидуальной образовательной программы.
  • Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанника педагогом-психологом.
  • Создание методического обеспечения, информационного обеспечения, применение ИКТ.
  • Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) (профилактические и просветительские мероприятия).
  • Проведение индивидуальной или групповой коррекционной работы педагогами с целью устранения пробелов общего развития воспитанников.
  • Материально-техническое оснащение (кабинет педагога-психолога, кабинет учителя – логопеда, музыкальный зал, физкультурный зал, тренажерный зал, медицинский кабинет).
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта.
  • Обеспечение доступа в здание
  • Обеспечение питания воспитанников.
  • Обеспечение охраны здоровья воспитанников.

Нормативно-правовое обеспечение

Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях МАДОУ № 9

Основными средствами реализации предназначения МАДОУ № 9 являются:

  • Устав МАДОУ № 9 (дата регистрации 04.05.2012 г., № 1156);
  • Лицензированная образовательная деятельность (лицензия серия 23Л01 №0004204, выданная 27 ноября 2015 г. № 07347Министерством образования и науки Краснодарского края;
  • Представление воспитанникам возможности апробировать себя в различных направлениях: физическом, социально-нравственном, художественно-эстетическом, познавательном во взаимосвязи;
  • Предоставление коррекции речи воспитанников;
  • Предоставление системы оздоровительных мероприятий в ДОУ;
  • Создание для воспитанников соответствующей развивающей среды: музыкально-театрализованной, предметно-развивающей среды занятий, предметно-игровой среды, культурных ландшафтов, физическо - игровых и оздоровительных сооружений, игротеки, мини этнографического музея, кабинетов педагога- психолога, учителя - логопеда;
  • Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ;
  • Высокого профессионализма медицинских работников.

Наличие элементов инфраструктуры в МДОУ:

Оздоровительные: спортивный, тренажерные залы, оборудованная спортивная площадка.

Образовательные: музыкальный зал, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, картинная галерея, музей «Кубанская горница».

Воспитательные : игровые комнаты.

В ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), являющиеся структурной единицей дошкольного образовательного учреждения.

Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Модель коррекционно-развивающей работы МАДОУ № 9 представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно- развивающий аспекты, обеспечивающие условно-возрастную норму интеллектуального и психического развития ребенка.

В МАДОУ функционируют: психолого-медико-педагогический консилиум и группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачами деятельности МАДОУ в группах коррекционной направленностинаправленности являются:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с особенностями развития, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей)и педагогического коллектива;
  • формирование у детей общей культуры, умения взаимодействовать со специалистами ДОУ в процессе коррекционно-педагогического сопровождения;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с особенностями развития и заключения Муниципального бюджетного образовательного учреждения центра педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования».

Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР направленности предполагает соблюдение следующих позиций:

1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с особенностями развития специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;

2) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации.

В группах для детей ТНР образовательный процесс осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной дошкольного образования МАДОУ № 9 разработанной с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Общий объем образовательной программы для детей с особенностями развития рассчитывается с учетом направленности Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.); образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией развития речи детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

При составлении адаптированной образовательной программы МАДОУ ориентируется:

- на формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;

- на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.

В течение месяца с момента начала посещения группы (продолжения посещения после летнего периода) осуществляется педагогическая и психологическая диагностика.

В адаптированной образовательной программе определяется специфическое для детей с особенностями развития соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого- педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.

Адаптированная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей детей, структуры и тяжести проблем в развитии, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с особенностями развития и т. д.

Реализация адаптированной образовательной программы ребенка с особенностями развития строится с учетом:

- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками МАДОУ;

- вариативности и технологий выбора форм и методов работы с ребенком с особенностями развития;

Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.

Участники коррекционно-образовательного процесса:

- педагог-психолог;

- учитель-логопед;

- узкие специалисты (инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель);

- воспитатели;

- родители.

Направления работы учителя – логопеда:

- осуществление необходимой коррекции нарушений у детей дошкольного возраста (ОНР, );

- предупреждение нарушений устной и письменной речи воспитанников ДОУ;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

- пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей, воспитанников (лиц их замещающих);

- воспитание у детей стремления преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Содержание работы учителя - логопеда:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем в сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи;

- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Технология организации логопедического обследования.

Взаимодействие специалистов МАДОУ № 9





Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в МАДОУ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организован в образовательном учреждении как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями.

ПМПк создается в соответствие с «Методическими рекомендациями по психолого – педагогическому сопровождению детей в учебно – воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (Письмо Министерства России от 27.03.2000 № 27/901-6 « О психолого-медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»).

ОсновнойцельюПМПкМДОУявляется:

Обеспечениепсихологическогоздоровьяиэмоциональногокомфортадетей;психологическоесопровождениедетейвпериодадаптации,созданиеблагоприятныхусловийдляразвитияличностиребенка,оказаниекомплекснойсоциальной,психологическойи педагогическойподдержкидетям,родителям,педагогам.

ЗадачамиПМПкМАДОУявляются:

- Сохранениепсихологическогоздоровьядетей.

- Выявлениеиранняя(спервыхднейпребыванияребенкавДОУ)диагностикаотклонений в развитиии (или) состояниямидекомпенсации;

- Профилактикафизических,интеллектуальныхиэмоционально-личностныхперегрузоки срывов;

- Определениехарактера,продолжительностииэффективностиспециальной(коррекционной)помощи;

- Медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.Оказание своевременной психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи(всоответствии с циклограммой специалиста).

- Психолого-педагогическоепросвещениеродителей и педагогов.

- Разработкарекомендацийпедагогамдляобеспечениядифференцированногоподходавпроцессе коррекционногообучения и воспитания.

- Подготовкаиведениедокументации,отражающейактуальноеразвитиеребенка,динамикуегосостояния,уровень готовности к школьномуобучению.

- Отслеживаниединамикиразвитияиэффективностииндивидуализированныхкоррекционно-развивающихпрограмм;

- Обеспечениекомплексногопсихолого-медико-педагогическогосопровождениявоспитанниковсособымиобразовательнымипотребностямиорганизациязанятийсродителямипо вопросамобучения и развитиявоспитанников;

- Организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательногоучреждения и специалистами,участвующимив работепсихолого-медико-педагогическогоконсилиума,привозникновенииконфликтныхситуаций,трудностейдиагностики,атакжепри отсутствииположительнойдинамики впроцессе реализациирекомендацийПМПк.

Общее руководствоПМПкосуществляет заведующийучреждением.

СоставПМПкутверждаетсянакаждыйучебныйгодприказомзаведующегоучреждением.ВсоставПМПквходятспециалистыучреждения:старшийвоспитатель(председательконсилиума),воспитатель,представляющийребенканаПМПк,педагогиучреждениясбольшимопытомработы,педагог-психолог,учитель - логопед,старшаямедицинскаясестра.

Специалисты,включенныевПМПк,выполняютработуврамкахосновногорабочеговремени,составляютиндивидуальныйпланработывсоответствиисреальнымзапросомна обследованиедетейс отклонениями в развитии и состояниямидекомпенсации.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Размещается дошкольное учреждение на равнинной местности в двух 2-х этажных зданий. Внешний вид дошкольного образовательного учреждения, оформление интерьеров, холлов, лестничных маршей, групповых комнат и залов соответствует современным требованиям эстетики, культуры быта. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории предусмотрено ровное, не скользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. В ДОУ создана домашняя обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. Особенностью в решении дизайна детского сада является чёткое предназначение стендов, которые удачно вписываются в интерьер помещений. Каждая группа оформлена с учётом возрастных особенностей воспитанников. Развивающая среда в группах изменяется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, а также в зависимости от изменяющихся потребностей и интересов воспитанников. Материально-техническое оснащение ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Учебно-методический комплекс представлен следующими специализированными помещениями:

• методический кабинет;

• кабинет учителей-логопедов;

• кабинет педагога-психолога;

• сенсорная комната;

• спортивный зал;

• тренажерный зал

• музыкальный зал;

Материалы