Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В МАДОУ № 9 функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа всего персонала направлена на создание уюта, комфорта и положительного эмоционального климата для воспитанников.
Доступная среда – это государственная программа, направленная на обеспечение условий для полноценной жизнедеятельности лиц с ОВЗ и инвалидов. Она предусматривает создание условий для беспрепятственного получения услуг, обучения, культурного развития.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем ДОУ созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
- Перед входной группой (слева возле калитки) расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников ДОУ, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.
- При входе в здание на лестничных маршах ДОУ обозначены контрастные ступени (желтый цвет).
- Имеется альтернативная версия официального сайта образовательной организации в сети интернет по зрению.
- На входе в ДОУ имеется табличка, (текстовая и графическая информация об учреждении) выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Нормативно-правовое обеспечение
Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях МАДОУ № 9
Основными средствами реализации предназначения МАДОУ № 9 являются:
- Устав МАДОУ № 9 (утвержден приказом управления образования администрации муниципального образования г. Армавир от 12.08. 2020 № 130 дата регистрации 20.02.2020 г);
- Лицензированная образовательная деятельность (лицензия серия 23Л01 №0004204, выданная 27 ноября 2015 г. № 07347Министерством образования и науки Краснодарского края;
- Представление воспитанникам возможности апробировать себя в различных направлениях: физическом, социально-нравственном, художественно-эстетическом, познавательном во взаимосвязи;
- Предоставление коррекции речи воспитанников;
- Предоставление системы оздоровительных мероприятий в ДОУ;
- Создание для воспитанников соответствующей развивающей среды: музыкально-театрализованной, предметно-развивающей среды занятий, предметно-игровой среды, культурных ландшафтов, физическо - игровых и оздоровительных сооружений, игротеки, мини этнографического музея, кабинетов педагога- психолога, учителя - логопеда;
- Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ;
- Высокого профессионализма медицинских работников.
Наличие элементов инфраструктуры в МДОУ:
Оздоровительные: спортивный, тренажерные залы, оборудованная спортивная площадка.
Образовательные: музыкальный зал, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, картинная галерея, музей «Кубанская горница».
Воспитательные : игровые комнаты.
В ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), являющиеся структурной единицей дошкольного образовательного учреждения.
Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье мы понимаем, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Модель коррекционно-развивающей работы МАДОУ № 9 представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно- развивающий аспекты, обеспечивающие условно-возрастную норму интеллектуального и психического развития ребенка.
В МАДОУ функционируют: психолого-медико-педагогический консилиум и группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачами деятельности МАДОУ в группах коррекционной направленностинаправленности являются:
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
- сохранение и укрепление здоровья;
- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с особенностями развития, так и для нормально развивающихся детей, их родителей (законных представителей)и педагогического коллектива;
- формирование у детей общей культуры, умения взаимодействовать со специалистами ДОУ в процессе коррекционно-педагогического сопровождения;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с особенностями развития и заключения Муниципального бюджетного образовательного учреждения центра педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования».
Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР направленности предполагает соблюдение следующих позиций:
1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с особенностями развития специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;
2) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации.
В группах для детей ТНР образовательный процесс осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной дошкольного образования МАДОУ № 9 разработанной с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Общий объем образовательной программы для детей с особенностями развития рассчитывается с учетом направленности Программы в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.); образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией развития речи детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями.
При составлении адаптированной образовательной программы МАДОУ ориентируется:
- на формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;
- на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.
В течение месяца с момента начала посещения группы (продолжения посещения после летнего периода) осуществляется педагогическая и психологическая диагностика.
В адаптированной образовательной программе определяется специфическое для детей с особенностями развития соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого- педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.
Адаптированная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка. В ее структуру, в зависимости от психофизического развития и возможностей детей, структуры и тяжести проблем в развитии, интегрируются необходимые модули коррекционных программ, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с особенностями развития и т. д.
Реализация адаптированной образовательной программы ребенка с особенностями развития строится с учетом:
- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;
- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками МАДОУ;
- вариативности и технологий выбора форм и методов работы с ребенком с особенностями развития;
Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.
Участники коррекционно-образовательного процесса:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- узкие специалисты (инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель);
- воспитатели;
- родители.
Направления работы учителя – логопеда:
- осуществление необходимой коррекции нарушений у детей дошкольного возраста (ОНР, );
- предупреждение нарушений устной и письменной речи воспитанников ДОУ;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей, воспитанников (лиц их замещающих);
- воспитание у детей стремления преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
Содержание работы учителя - логопеда:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем в сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Технология организации логопедического обследования.
Взаимодействие специалистов МАДОУ № 9
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в МАДОУ.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ППк) организован в образовательном учреждении как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями.
ППк создается в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основной целью ППк МДОУ является:
Обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей; психологическое сопровождение детей в период адаптации, создание благоприятных условий для развития личности ребенка, оказание комплексной социальной, психологической и педагогической поддержки детям, родителям, педагогам.
Задачами ППк МАДОУ являются:
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и (или) состояния медекомпенсации;
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- Определение характера,продолжительностииэффективностиспециальной(коррекционной)помощи;
- Медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями. Оказание своевременной психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи (в соответствии с циклограммой специалиста).
- Психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов.
- Разработка рекомендаций педагогам для обеспечения дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень готовности к школьному обучению.
- Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;
- Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями организация занятий с родителями по вопросам обучения и развития воспитанников;
- Организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами, участвующими в работе психолого-медико-педагогического консилиума, при возникновении конфликтных ситуаций, трудностей диагностики, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ППк.
Общее руководство ППк осуществляет заведующий учреждением.
Состав ППк утверждается на каждый учебный год приказом заведующего учреждением. В состав ППк входят специалисты учреждения: старший воспитатель (председатель консилиума), воспитатель, представляющий ребенка на ППк, педагоги учреждения с большим опытом работы, педагог-психолог, учитель - логопед.
Специалисты, включенные в ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Размещается дошкольное учреждение на равнинной местности в двух 2-х этажных зданий. Внешний вид дошкольного образовательного учреждения, оформление интерьеров, холлов, лестничных маршей, групповых комнат и залов соответствует современным требованиям эстетики, культуры быта. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории предусмотрено ровное, не скользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. В ДОУ создана домашняя обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. Особенностью в решении дизайна детского сада является чёткое предназначение стендов, которые удачно вписываются в интерьер помещений. Каждая группа оформлена с учётом возрастных особенностей воспитанников. Развивающая среда в группах изменяется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, а также в зависимости от изменяющихся потребностей и интересов воспитанников. Материально-техническое оснащение ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Учебно-методический комплекс представлен следующими специализированными помещениями:
- методический кабинет;
- кабинет учителей-логопедов;
- кабинет педагога-психолога;
- сенсорная комната;
- спортивный зал;
- тренажерный зал
- музыкальный зал;